the pillows
Интервью 2007г., приуроченное к выпуску 16го альбома Wake up! Wake up! Wake up!.

Для начала представьтесь.

Яманака: Меня зовут Савао Яманака, я вокалист и гитарист the pillows.

Вы начали играть в 1989. Не могли бы вы рассказать об этих ранних днях? Вы бы хотели сделать что-нибудь по-другому? Если да, то что?

Яманака: Сначала у нас был басист, в группе было 4 человека. Мы не знали друг-друга очень хорошо, так как мы встретились, будучи музыкантами, поэтому было немного неловко. Ни у кого из нас не было четкой картины, чем бы мы хотели заниматься, и, вероятно, в нашей музыке не было своего звука. Даже сейчас мы играем очень разную музыку, но я думаю, что это идёт группе на пользу. Хотя мы не могли делать этого, когда только собрались.

Какое достижение вам больше всего запомнилось — концерт, выпуск CD или что-то ещё?

Яманака: Выпуск сингла Strange Chameleon, наш первый тур в США, выпуск tribute альбома (речь о SYNCHRONIZED ROCKERS, прим.пер.).

Как вы пишете ваши песни? У вас есть идея, с которой вы работаете, или вы просто начинаете играть и смотрите, цепляет вас это или нет?

Яманака: Создание музыки для меня не является чем-то особенным, это что-то вроде повседневных дел. Я не могу точно сказать, как я пишу песни, потому что я начинаю работать над ними любыми возможными способами.

Вы стали намного популярнее после выхода аниме «FLCL». Каково это было — стать настолько известными вне Японии? Или это не сильно повлияло на вас?

Яманака: Я был довольно удивлён и очень рад. Так как на меня оказало сильное влияние американская и британская музыка, а также потому что в Японии это далось нам нелегко, то я был впечатлён.

Вы выпустили поразительное количество синглов и альбомов. Какой ваш любимый релиз и почему?

Яманака: В настоящее время это сингл SCARECROW» и альбом Wake up! Wake up! Wake up!, потому что я люблю наши последние работы.

В 2004г. в честь 15-летия группы вышел tribute альбом. Каково это слушать, как ваши песни играют другие исполнители? Как определялось, какая песня каким исполнителем будет исполнена?

Яманака: Tribute альбом с фантастическими членами группы! Я был очень рад, потому что мы играли на тот момент уже достаточно давно, но the pillows не могли получить такой популярности, какой мы так долго хотели, до настоящего момента. Конечно же все мызыканты все сделали очень хорошо, я был впечатлён. Мы попросили их выбрать по 2 песни, основную и запасную, которые они хотели бы сыграть. Так как ни у кого песни не совпали, то всё прошло гладко. Что касается Mr. Children, то я попросил их исполнить Strange Chameleon, так как я знал, что она им нравится, и они любезно согласились.

Есть что-нибудь, что вам не нравится в профессии музыканта? Какова обратная сторона?

Яманака: Некоторые агенты по продаже недвижимости ненавидят меня, когда я переезжаю (смеётся).

С другой стороны, и перейдём к немного более личному, каковы самые приятные воспоминания у вас, как у группы?

Яманака: Определенно выход tribute альбома.

Вы выступали на концерте в США в 2005г., а затем в 2006г. по всей стране. Каково было выступать на этом континенте, отличалось ли это от туров по Японии?

Яманака: Я был в недоумении от всего, потому что в Японии мы всегда выходили на сцену в хорошем расположении духа и с нашим собственным оборудованием, материалами и командой. Однако в США все играют по одним правилам, поэтому мы постарались не быть слишком чувствительными к этому и насладиться игрой в качестве рок-группы the pillows.

У вас есть планы вернуться в США или выступить в других странах?

Яманака: В этом году наше расписание сплошь состоит из концертов в Японии, но я надеюсь вернуться в следующем году. Конечно же мы хотим сыграть в Америке, в Лондоне, где мы играли в 1997г., а также хотим посетить Париж или Корею, где мы никогда не были.

Поговорим о вашем новом альбоме Wake up! Wake up! Wake up!. Как бы вы описали его кому-нибудь, кто ни разу не слышал вашу музыку?

Яманака: Это поп-рок альбом. Он может доказать, что поп и рок не являются несовместимыми вещами. Если честно, мне не очень интересна реакция людей, я просто хочу, чтобы люди говорили «Такой альбом мне нравится.»

Как проходит процесс написания, аранжировки и записи?

Яманака: Мы всегда сочиняем, поэтому на альбоме есть песни, которые были написаны с разницей в год. Для аранжировки у нас было несколько демо записей, и это заняло 3-4 часа. Всего запись заняла около месяца, всё прошло хорошо, и у нас не возникло много проблем.

Какую песню было сложнее всего создать, а какую проще всего, и почему?

Яманака: Проще всего было создать Propose, которая является самой старой песней. Я привык к ней, потому что мы долго играли её на наших выступлениях. Что касается самой сложной, то лично для меня это Century Creepers. Мы написали её прямо на записи, а обе гитарные партии и вокал были сложными. Даже сейчас это сложно!

Не могли бы вы рассказать нам побольше о каждой песне, например о чём она, что вас вдохновило её написать, как она создавалась или ещё что-то, что вы хотели бы рассказать?

1. Wake up! Dodo («Проснись! Додо», прим.пер.)

Яманака: Первое, о чём я хочу, чтобы вы узнали, это додо. «Додо» — это название вымершей птицы, которая была большой, но не умела летать. Я подразумевал под «птицей» группы, которые мне нравились, например «великий музыкант, который умер» или «распавшаяся группа». Жизнь имеет свойство заканчиваться, все умирают. Когда-нибудь настанет и последний день группы. Однако я пою эту песню несерьёзно для противопоставления этим темам, что-то вроде «Если я умру, я вернусь!» или «Только the pillows не распадутся, верно?!» Это не очень серьезная песня,скорее позитивная.У неё альтернативное звучание, которое мне в последнее время очень нравится.

2. YOUNGSTER (Kent Arrow) («Юноша (Стрела графства Кент)», прим.пер.)

Яманака: Самая новая песня в альбоме! Я думал о балансе всего альбома в целом. Другими словами, вначале эта песня не была вторым треком. Так как «Додо» должна была стать первой композицией, я написал эту песню, представляя образ тура. Мелодия очень энергичная, а ритм прямо как у Green Day, но мы сделали гитарный звук в стиле the pillows. Манабе играет на чистом звуке плотными аккордами, а я играю соло с эффектом octave fuzz, милый, похожий на синтезатор звук подчеркивается игривым ритмом. У него есть характер, не правда ли?

Что касается названия, то я выбрал «youngster» (англ. «юноша», прим.пер.) для молодого человека. Что касается суб-названия «Kent Arrow», то «Kent» происходит от Дувра, английского порта в графстве Кент. «Arrow» (англ. «стрела», прим.пер.) происходит от лука и стрел, и названо в честь последней сцены фильма «Quadrophenia», в которой главный герой Джимми падает на машине со скалы в Дувре на своём скутере «Lambretta». Даже сейчас я связываю фильм «Quadrophenia» с моей юностью. К тому же я написал песню для моего друга, добавив поднимающее дух послание.

3. PROPOSE («Предложение», прим.пер.)

Яманака: Это самая старая песня в альбоме, мы уже исполняли её во время второй половины тура My Foot. Стандартный рок’н’ролльный гитарный рифф всё еще новый для меня, от него то же ощущение, что и от Non Fiction. В прошлом году в процессе реализации моей давней мечты я серьёзно работал над фильмом, и я думал над предварительным сценарием. Я представлял в качестве актёров моих близких друзей-музыкантов (смеётся).

Я поговорил об этом с продюсером, и наш разговор выглядел примерно так:
Продюсер: О, на самом деле я хотел уйти из King Records.
the pillows: Ну, тогда давайте вместе с этим распустим the pillows.
Савао: Окей, тогда как насчёт перейти к другой записывающей компании? Подождите! Будет невозможно сделать фильм нашей первой работой в новой компании, не так ли? И конечно же я этого не хочу (смеётся).

О, простите. Чтобы стало понятно, эта песня написана в качестве главной темы воображаемого фильма! Хотя слова песни скорее похожи на шутку, я «предложил» (игра слов «Propose» [название песни] и «proposed» [предложил]) Манабе и Шин-чану (гитарист и барабанщик соответственно, прим.пер.) игру слов «pillow» (в значении «спать вместе») и название группы «the pillows». Гитарное соло было написано Манабе в отеле в Лос-Анджелесе во время тура в США.

4. SCARECROW («Пугало», прим.пер.)

Яманака: Я написал эту песню где-то год назад. Довольно необычно, что она была создана так: «давайте напишем вот такую песню», потом что у меня уже с самого начала был образ. По этому поводу есть две вещи. Первая — я хотел песню в среднем темпе, которую можно было бы поставить в сет-лист получасового выступления, например летнего фестиваля.

Вторая — создать атмосферу, оставляющую у слушателя впечатление с помощью узнаваемых гитарных ритмов, как у Beatles или Oasis.

К тому времени я купил себе iPod и записал туда более 4000 песен, так что я мог слушать много старых, ностальгических песен. Например, я давно не слушал первые два альбома Oasis. Где-то в 1995-1996гг. все слушали Oasis, и я тоже их любил, они оказали на меня сильное влияние. Через два-три года из-за роста количества похожих групп я устал от Oasis-подобного зучания. Ну, такое случается. Однако через десять лет я понял, что это уже не что-то старое или новое, не «звук в стиле Oasis», — это стандарт! Поэтому я решил, что хочу это попробовать.

Когда я писал эту песню, я держал эти две вещи в голове. В ночь, когда я полностью закончил писать слова, у песни ещё не было названия. Так как я не мог придумать хорошего названия, я прекратил над ней работать и посмотрел фильм «SCARECROW» (в России «Пугало», прим.пер.) с Аль Пачино и Джерри Шатцбергом. Это фильм о дружбе и путешествии дух бродяг. Так как песня создавалась в качестве песни о любви для «меня и тебя», я бы хотел, чтобы вы воспринимали её именно так, хотя я и написал эту песню для членов группы. Поэтому, когда я определился с названием, значение слова «SCARECROW» стало перестало быть важным. Так же, как и в известном фильме, я использовал это слово в значении «бесполезный компаньон». Я посмотрел фильм после того, как написал слова, и так как я не мог самостоятельно подобрать название, я решил, что это судьба.

5. BOAT HOUSE («Плавучий дом», прим.пер.)

Яманака: Вы помните, что на последних концертах тура My Foot я пел Funny Bunny под свой аккомпанемент, появляясь на бис в качестве сюрприза за спинами слушателей? Арендованная акустическая гитара Taylor, которую я использовал тогда, была так хороша, что я очень-очень захотел её купить. Что я и сделал, хотя она была дорогая. Это самый дорогой инструмент, который когда-либо у меня был. Так как я наслаждался игрой на ней, я захотел использовать её во время выступлений, так что я написал эту песню специально для этой гитары (смеётся). И конечно же я играл на ней на записи.

Иногда мне нравится писать песни с темой «необитаемый остров». Так мне легче показать мир/себя/отношения, показать эти чувства более тонко. Я мучился над последней частью, поменять ли мне «Arigatou kimi ga suki da yo» («Спасибо, я люблю тебя») на « Hitsuyou da yo» («Ты нужна мне») или нет. Однако я подумал, что выражать себя напрямую для меня достаточно ново, и это будет более впечатляюще (смеётся). Поэтому я решил остановиться на «Я люблю тебя». Бас-партия превосходна, не правда ли? Это может стать главной фишкой песен the pillows. Недавно мы говорили с Беном Квеллером, и он сказал, что ему тоже нравится бас-партия в этой песни.

6. The Pleasure Song («Доставляющая удовольствие песня», прим.пер.)

Яманака: Стыдно признаться, я помню, что написал эту песню во время последнего дня тура My Foot, билеты на который в Zepp Tokyo были распроданы (смеётся). Вспоминая процесс написания песни, я удивляюсь, находя в себе такую невинность и чистоту (смеётся).

Мы, the pillows, взбирались по лестнице своими ногами, шаг за шагом. Так что, если честно, я был очень счастлив, когда росли продажи CD, или когда росла аудитория на концертах! «Мы не ошиблись» — думали мы при каждом позитивном отзыве о нас, чем я впечатлён. Хотя это требует много времени (смеётся). Несмотря на то, что я очень люблю все песни, я особенно люблю гитарное соло в этой. Оно мне очень подходит.

7. Serious Plan («Серьёзный план», прим.пер.)

Яманака: Возвращаясь к «додо», недавно мне захотелось добавить «альтернативного» звучания в песни. И слова, и музыка были сделаны интересным способом. Мне нравилось звучание моей гитары с баритон-саксофоном и гранжевой гитарой Манабе. Гитарное соло мне тоже нравится!

Что касается слов, то « guten morgen» — это «добрый вечер» по-немецки, «buenas tardes» — «добрый день» по-испански, «добрый вечер» — это «добрый вечер» по-русски. По опыту работы когда я писал песню, я думал: «никому не будет интересна такая песня» (смеётся). Это моя любимая песня в альбоме. Кстати, именно я отвечал за свист!

8. Skinny Blues («Скупой блюз», прим.пер.)

Яманака: Это рок’н’ролл. Первая часть с «15-долларовым НЛО» имеет двойное значение для меня: это про британскую хард-рок группу UFO, чьи футболки я покупал за 15$ на блошином рынке в Санта-Монике. Когда я учился в средней школе, мне они очень нравились. Я никогда не видел такой футболки в Японии (смеётся). Я почувствовал ностальгию. Хотя это не имеет к этому никакого отношения, но соло Манабе очень необычно. Интересно то, что в некоторых местах он играет очень быстро, это действительно круто!

Вторая фраза «потерянный уикэнд» связана с фильмом «The Lost Weekend» (в России «Потерянный уикэнд», прим.пер.), рассказывающем об алкоголике. Это неплохой фильм, снятый, если мне не изменяет память, Билли Уайлдером. Было бы неплохо посмотреть фильм, если если есть время, он интересный и не очень серьёзный, несмотря на тему. Барабаны и бас в песне очень напряженные. Жду не дождусь сыграть её на концерте.

9. Private Kingdom («Личное королевство», прим.пер.)

Яманака: У нас не было 16-битной песни, и аранжировка была очень сложной. Хотя я был в поиске разных вещей, например старого доброго Манчестерского звука, я чувствовал, что это всё же старо. Ну, это не соответствовало этому альбому, поэтому я просто отказался от этого варианта аранжировки. Мы решили сделать арандировку так, что гитара не была слишком обрезана, что мне позже понравилось. Вам не кажется, что эффект фузз-гитары Манабе, звучащей как саксофон, просто потрясающий? В этой песне я ещё раз восхищаюсь гибкой игрой Шинчиро.

Ну, как вы знаете, я очень одарённый воображением человек. Однако такой тип воображения основан на моём собственном опыте, и я сосредоточен на реальности. Даже если ты стал королём в своём закрытом мире, не видя никого вокруг, то должно произойти искажение, когда ты осознаёшь разницу между реальностью и своим воображаемым миром, так ведь?

Даже если ты убежал в своё «личное королевство» (название песни, прим.пер.) и жил там без боли, ты не можешь получать настоящие впечатления или удовольствие, разве нет? Конечно же, лучше убежать, чем жить трудной жизнью. Я абсолютно согласен с этим, но такая ситуация редко встречается. Ты можешь хотеть бороться со своими врагами, искать и найти союзников, делиться ощущением прекрасного заката или звёздного неба, верно? Ну, моё настроение тоже прыгает вверх-вниз, так что мне хочется петь такие песни.

Так же, как в Boat House, я стараюсь петь с вызовом: «Когда-нибудь, если я смогу быть полезен, давай пойдём и смело встретим мир лицом к лицу». Мне кажется, я понемногу меняюсь.

10. Century Creepers (Voice of the Proteus) («Веками ползающие (Голос Протея)», прим.пер.)

Яманака: Я назвал песню «век рептилий ~ Голос Протея». Протей — это название ящерицы (подземная водяная ящерица, прим.пер.). Так как они проводят всю свою жизнь в тёмной пещере, им не нужна способность видеть, и при дегенерации они лишились глаз! И удивительно, но их продолжительность жизни около века! 100 лет! Более того, они могут жить около года без воды и еды! Они поразительные! (смеётся) Поэтому когда я узнал о них, я подумал: «Кто споёт о них, если не я?!» (смеётся) Это лучший персонаж the pillows, не правда ли? (смеётся).

Я написал песню, держа в голове, каково будет играть её на концерте. С такими эмоциями вполне нормально, если на твой голос будут влиять твои сокровенные чувства. Во время первой записи я вложил все силы в свой голос и это было за гранью ожиданий звукоинженера, это было намного громче. Сначала мне сказали, что песню нельзя будет использовать из-за надтреснутого звука. Тем не менее, она становилась всё лучше и лучше после того, как я спел её много раз. Но потом я не смог сохранить напряжении и эмоции, которые были вначале, и мы решили всё равно использовать первую запись, хотя звук на ней не был достаточно чистым.

Что лично я нахожу смешным, это то, что эта песня была написана тогда же, что и YOUNGSTER, которая предназначалась для подбадривания молодых людей, «всё будет хорошо!» Затем в этой песне я пел «ищу кого-то в темноте», и это создавало негативный образ, в отличие от позитивного образа YOUNGSTER.

Мне кажется, нельзя постоянно быть черным или белым, возможно совмещать свет и тьму в сердце. Мелодия и инструменты — всё в этой песне очень напряжённое. Гитарное соло заставит вас плакать.

11. Sweet Baggy Days («Милые свободные дни», прим.пер.)

Яманака: Это самая грустная песня в альбоме, печаль взрослого — печаль понимания всего, даже того, кто я, и что есть вещи, которые остаются нерешёнными, даже если ты бьёшься над ними, используя всё, что у тебя есть.

Это песня человека, который проживает свою жизнь «спокойно и свободно», пока не умрёт. Сам человек чувствует, как если бы он был не человеком, а скорее другим свободным существом. Я могу хорошо выразить это чувство внутри, неожиданно переходя к напряжённой части в финале песни.

Вас устраивает то, каким получился альбом?

Яманака: Конечно устраивает! Я всем доволен: звуком и ещё обложкой!

Что можно ожидать от вас в будущем?

Яманака: Мы отправимся в тур этим октябрём и сыграем на многих летних фестивалях, таких как «Summer Sonic». Возможно мы выпустим два сингла позднее в этом году.

Пожалуйста, оставьте сообщение для ваших поклонников.

Яманака: Хотя the pillows играют уже 17 лет, мы не устали от своей музыки и с удовольствием завершили альбом. Я бы хотел, чтобы все, кто сыт по горло современной музыкой, послушали этот альбом. Надеюсь увидеть вас на наших концертах!

Спасибо, что уделили время и ответили на вопросы в этом интервью.

Перевод: Мудрецов Дмитрий (SageQRtet)
Источник: JaME USA.

